?мо?намерения не входит упоминание всех значительных произведений религи??культуры, вызванны?столкновение?со смерть? Можн?было бы рассмотрет?до мельчайших детале?культы предко??героев ил?верования ?ритуал? касающие? совместног?возвращения умерши? то есть те периодически?маскарад? ?которы?некоторы?ученые усматривал?зачатк?драм? Чт?бы мы ни думали ?происхождени?греческо?трагедии, ясн? чт?церемони? отмечающие периодическо?возвращени?умерши? дали начало сложны??драматически?спектакля? которы?играли существенную роль ?культура?многих народо?
Особенно творческим?были экстатически?переживания шамано? то есть их путешествия на небеса ил??ми?мертвы? Символизир? кратковременно?отделени?души от тела, экстаз рассматривал? (?вс?ещ?рассматривается) ка?переживани?смерти. Обладая способностью путешествовать ?духовных мира??созерцат?сверхчеловечески?существа (бого? демоно? духо?смерти), шаманы во многом способствовали познанию смерти:
«П?всей вероятности, многие черт?«погребально?географии», ?такж?некоторы?темы мифологи?смерти являют? результато?экстатически?переживани?шамано? Страны, которы?види?шама? ?персонаж? которы?он встречае?во время свои?экстатически?запредельных странствий, подробно описываются сами?шамано?либо во время транса, либо посл?него. Таки?образо? неведомы??устрашающи?ми?смерти обретает форм??организует? ?соответствии ?определенным?схемам? ?конц?концов ?не?появляет? структур??со временем он становит? знакомым ?приемлемым. ?свою очеред? сверхъестественные обитател?мира мертвы?становятся видимыми; он?обретают форм? свой характер ?даже свою биографи? Мало-помалу ми?мертвы?становит? познаваемы? ?конечном счет?рассказы шамано??свои?экстатически?путешествия?способствуют «спиритуализации?мира мертвы??вместе ?те?обогащаю?ег?невиданным?формам??образами?
Отмечено такж?сходство межд?рассказами об экстазах шамано??некоторыми эпическими темами ?устной литературе народо?Сибири, Центрально?Азии, Полинези??североамериканских индейцев. Подобн?тому, ка?шама?спускает? ?подземны?ми? чтоб?привести обратн?душу больного, та??эпически?геро?отправ?ет? ?ми?мертвы?? посл?многих испытани? ем?удается привести обратн?душу умершего, ка??известно?истори??попытк?Орфея вернут?душу Эвридики.
Дале? огромное количество драматически?лейтмотиво?ка??мифа? та???фольклор?связано ?путешествиями ?мифические страны, нахо?щиеся за океано?ил?на краю свет? Очевидно, чт?эт?мифические страны символизирую?царств?мертвы? Невозможно проследить происхождени?ил?«историю?таки?погребальных географи? но, прямо ил?косвенно, вс?он?связаны ?различными представлениями ?мире ином, самыми распространенным?из которы?являют? подземны??небесный миры ?земля за океано?
?ещ?вернус??таки?мифическим география? но сейчас позвольт?мн?привести ещ?нескольк?примеров того, чт?можн?было бы назват?«творческим» пониманием смерти ?самого акта умиран?. Действительн? будучи ра?интерпретирована ка?перехо??иной, высшей форм?существования, смерть стал?парадигматическо?модель?для всех значительных переме??жизн?человека. Платоновское уподоблени?философи?подготовке ?смерти стал? со временем, ос?щенной веками метафоро? Но не та?обст?ло дело ?