Quartar 9 (1957): 147–159; W. Wust. Die palaolithischen-ethnographischen Barenriten und das Altindogermanische. — Quartar, 7–8 (1956): 154–165; Mirko Malez. Das Palaolithikum der Vetemicahohle und der Barenkult.- Quartar, 10–11 (1958/59): 171–178. См. также: /. Paulson. Die rituelle Erhebungd des Barenschadels bei arktischen und subarktischen Volke. — Temenos, 1 (1965):150–173.
Ф.Е. Коби высказал сомнение относительно существования россыпей черепов, а также медвежьего культа: F.E. Koby. L'ours de cavernes et les Paleolithiques. — L'Anthropologie, 55 (1951): 304–308; Les Paleolithiques ontils chasse l'ours des cavernes? — Actes de la Societe Jurassienne d'emulation, 57 (1953): 157–204); Grottes autrichiennes avec culte de l'ours? — Bul. de la Prehist. francaise 48 (1951): 8–9. Того же мнения придерживается Леруа-Гуран: Leroi-Gourhan. Les Religions de la prehistoire, p. 31 sq.
Более полное критическое обсуждение см.: Johannes Maringer. Die Opfer der palaolithischen Menschen. — Anthropica (St. Augustin bei Bonn, 1968): 249–271.
В. Копперс предложил несколько интересных этнологических параллелей: W. Koppers: Der Barenkult in ethnologischer und prahistorischer Beleuchtung. — Paleobiologica (1933): 47–64; Kunstlicher Zahnschift am Baren im Altpalaolithikum und bei den Ainu auf Sachalin. — Quartar (1938): 97-103. Анализ ритуалов см.: Alexander Slawik. Zum Problem des Barenfestes der Ainu und Giliaken. — Kultur und Sprache (Vienna, 1952): 189–203.
Связи между медвежьим культом и шаманизмом в европейском палеолите исследовал Карл Нарр: Barenzeremoniell und Schamanismus in der alteren Steinzeit Europas. — Saeculum, 10 (1959): 233–272.
О характерных верованиях охотников в то, что животные могут возрождаться из своих костей, см.: Eliade. Chamanisme, p. 139 sq. Запрет на ломку костей диких или домашних животных подверг анализу в свете недавних исследований Джозеф Хеннингер: Joseph Henninger. Neuere Forschungen zum Verbot des Knochenzerbrechens. — Studia Ethnografica et Folkloristica in honorem Bela Gunda (Debrecen, 1971): 673–702. Особого упоминания заслуживает статья: /. Paulson. Die Tierknochen im Jagdritual der nordeurasiatische Volker. — Zeitschrift fur Ethnologie, 84 (1959): 270–292.
§ 5
Существует обширная библиография научных трудов, посвященных пещерной и наскальной живописи и резьбе. См., в частности: H. Breuil. Quatre cent siecles d'art parietal (Montignac, 1951) (англ. перев.: Four Hundred Centuries of Cave Art, trans. Mary Boyle. Montignac, 1952); J. Maringer and H. Bandi. Art in the Ice Age (L. 1953); Paolo Graziosi. Palaeolithic Art (L., 1952); A. Leroi-Gourhan. Prehistoire de l'art occidental (P., 1965) (англ. перев.: Treasures of Prehistoric Art, N.Y., 1967); A. Laming. Lascaux: Paintings and Engravings (Harmondsworth, Eng., 1959); idem. La signification de l'art rupestre paleolithique (P., 1962), с обширной критической библиографией; R.F. Heizer and M.A. Baumhoff. Prehistoric Rock Art of Nevada and Eastern California (Berkeley and Los Angeles, 1962); Peter J. Ucko and Andree Rosenfeld. Palaeolithic Cave Art (N.Y., 1967). См. также: Simposio de arte rupestre, Barcelona, 1966 (опубл. в 1968), особ. Исследования: Р. Graziosi. L'art paleo-epipaleolithique de la Province mediterraneenne et ses nouveaux documents d'Afrique du Nord et du Proche-Orient (p. 265 sq.), Emmanuel Anati. El arte rupestre galaico-portugues (p. 95 sq.), Henri Lhote. Donnees recentes sur les gravures et les peintures rupestres du Sahara (p. 273 sq.). Условия для обоснованного сравнения художественных созданий древней истории с тем, что создают народы, о которых есть этнологические данные, рассмотрены в: Karl Narr. Interpretation altsteinzeitlicher Kunstwerke durch volkerkundliche Parallelen. — Anthropos, 50 (1955): 513–545; idem: Zum Sinngehalt der altsteinzeitlichen Hohlenbilder. — Symbolen, 2 (1974): 105–122. Марксистскую интерпретацию представил Г. Шаррьер: G. Charriere. Les significations des representations erotiques dans les arts sauvages et prehistoriques (P., 1970).
Леруа-Гуран выделяет в палеолитическом искусстве — по стилистике и хронологии — пять периодов: 1) развитый мустьерский период (ок. 50 тыс. лет до н. э.), в котором засвидетельствованы кости и "каменные осколки с расположенными в определенном