1928, многочисленные перепечатки); idem. Jewish Mysticism and the Legend of Baal Shem (L.,1935); idem. Hassidism (N.Y., 1948); idem. The Origin and Meaning of Hassidism (Maurice Friedman, ed. N.Y., 1960); Arnold Mandel. La Voie du Hassidisme (P., 1963); Elie Wiesel. Celebration hassidique (P., 1972); idem. Les recits hassidiques, перев. A. Guerne (P., 1961).
О Рабби Шнеуре Залмане из Ляд и о Хабаде см.: Scholem. Major Trends, p. 340 sq.; Guy Casaril. Rabbi Simeon bar Yochai, p. 166 sq. О Хабаде см. также: Dov Baer de Liibavitck Lettre aux hassidim sur Textase (перев. на фр. Georges Levitte, P., 1975. Перевод на англ. с предисловием и примечаниями Louis Jacobs: Dobh Baer. Tract on Ecstasy. L., 1963, перепеч. под заголовком; On Ecstasy: A Tract. Chappaqua, N.Y., 1983).
§ 293
См. обширную библиографию по богомилам в кн.; Dimitri Obolensky. The Bogomil s. A Study in Balkan Neo-Manicheism (Cambridge, 1948), pp. 290–304, см. в дополнение работы, упомянутые в: Eliade. Le Diable et le Bon Dieu (De Zalmoxis a Gengis Khan, 1970, pp. 80-130), p. 94, n. 26; ср. также: Arno Borst. Les Cathares (фр. перев.: Payot, 1974, p. 55 sq.; книга особенно ценна своей библиографией). Не считая монографии Оболенского, лучшим обобщающим трудом остается: Steven Runciman. Le manicheisme medieval (Payot, 1949; на англ.: Cambridge, 1947), pp. 61–85.
Важнейшие источники: Cosmas le Pretre. Le Traite contre les Bogomiles, перевод и комментарии: H.Ch. Puech, A. Vailtant (P., 1945); Euthyme Zigabene. Panoplie dogmatique. — Migne. Patrologia Graeca, vol. CXXX). См. анализ этих двух текстов в кн.: Runciman, p. 69 sq.
Кн.: Йордан Иванов. Богомилски книги и легенди (Sofia, 1925) переведена на фр.: Livres et legendes bogomiles (перев. Moneite Ribeyrol; P., 1976; pp. 381–390, библиография обновлена Д. Ангеловым).
Из последних работ, посвященных истории богомильства и его пережиткам на Балканах и в Румынии, см.: Robert Browning. Byzantium and Bulgaria. A comparative study across the early medieval frontier (London-Berkeley-Los Angeles, 1975), p. 163 sq.; Razvan Theodorescu. Bizant, Balcani, Occident la inceputurile culturii medievale romanesti, secolele X–XIV (Bucuresti, 1974), p. 341 sq.
Об апокрифах и их усвоении богомилами: ?. Turdeanu. Apocryphes bogomiles etapocryphes pseudo-bogomiles. — RHR, 138,1950, pp. 22–52; 176–218. Историю распространения апокрифа "Крестное Древо" см. в: N. Cartojan. Cartile populare in literatura romaneasca (2e ed., Bucuresti, 1974), I, p. 155 sq.; Esther Casier Quinn. The Quest of Seth for the Oil of Life (Chicago, 1962), p. 49 sq.
Об апокрифе "Вопрошание Иоанна Богослова" см.: Edina Вогбку. Le livre Secret des Cathares. Interrogatio Iohannis, apocryphe d'origine bogomile (P., 1980).
§ 294
О катарах см. обобщающие работы: Steven Runciman. Le manicheisme medieval, pp. 106–152; Arno Borst. Les Cathares, особ. pp. 79-196 (обширная библиография). Ср. также: H.Ch. Puech. Catharisme medieval et bogomilisme. — Oriente ed Occidente nel Medio Evo. Roma, 1957, pp. 56–84; переизд. в кн.: Sur le manicheisme et autres essais. P., 1979, pp. 395–427). Немногочисленные катарские источники переведены и изданы А. Донденом (A. Dondaine. Liber de duobus principiis; фрагмент катарского обряда, Rome, 1932), К. Тузалье (С Thoumllier. Un traite cathare inedit du debut du XIII siecle. Louvain, 1961; Une somme anticathare. Louvain, 1964) и Рене Нейи (R. Nelli. Ecritures Cathares. P., 1968). См. также: Le Livre Secret des Cathares: Interrogatio Iohannis, apocryphe d'origine Bogomile. Перевод, комментарии и редакция: Edina Вогбку (P., 1980).