О Крестовом походе против альбигойцев: P. Belperron. La Croisade contre les Albigeois et Г union de Languedoc a!a France (P., 1943; 2e ed. 1948).
Об инквизиции: J. Guiraud. Histoire de l'lnquisition au Moyen Age. I: Cathares et vaudois. П; L'Inquisition au ХШ siecle en France, en Espagne et en Italie (P., 1935, 1938). См. обновленную библиографию (H. Grundmann) в кн.: Jacques Le Goff (ed.). Heresies et societes dans l'Europe pre-mdustrielle (P. — La Haye, 1968), pp. 425–431.
Исторический контекст см. в: Friedrich Heer. The Medieval World (L.-N.Y., 1962), p. 197 sq.
§ 295
О религиозной ценности нищеты см.: Jeffrey В. Russel Religious Dissent in the Middle Age (N.Y., 1971), p. 41 sq.
Лучшее жизнеописание св. Франциска: Omer Engleber. Vie de Saint Francois (P., 1947; обширная библиография: pp. 396–426). Краткое жизнеописание: Ivan Gobry. Saint Frangois et l'esprit franciscain (P., 1957; включает подборку сочинений св. Франциска: pp. 119–152). См. также: Lawrence Cunningham (ed.). Brother Francis: An Anthology of writings by and about St. Francis of Assisi (N.Y., 1972) и, в первую очередь: Francois d'Assise: Ecrits (латинский текст и перевод. — Sources chretiennes, 285, P., 1981).
О миноритах см.: John Moorman. A History of the Franciscan Order (Oxford, 1968); Cagetan Esser, O.FM. Origins of the Franciscan Order (Chicago, 1970); Malcolm D. Lambert. Franciscan Poverty: The Doctrine of the Absolute Poverty of Christ and the Apostles in the Franciscan Order, 1210–1323 (L., 1961); S. Francesco nella ricerca storica degli ultimi ottanta anni. — Convegni del Centro di Studi sulla spiritualita medioevale, 9, Todi, 1971.
§ 296
Единственное полное собрание сочинений св. Бонавентуры — девятитомник in folio, изданный францисканцами из Караччи. О переводах на фр. см.: J.G. Bougerol. Saint Bonaventure et la sagesse chretienne (P., 1963), pp. 180–182.
Из последних монографий, посвященных учению св. Бонавентуры, мы использовали следующие: Ёйеппе Gilson. La philosophic de Saint Bonaventure (2e ed. 1943); J.G. Bougerol. Introduction a l'etude de saint Bonaventure (1961); John Quinn. The Historical Constitution of Saintonaventure's Philosophy (Toronto, 1973); Ewert H. Cousins. Bonaventure and the Coincidence of Opposites (Chicago, 1978).
О символике лестницы и мистическом восхождении см.: Вот Anselme Stolz. Theologie de la mystique (2e ed., Chevetogne, 1947), pp. 117–145; Alexander Altmann. Studies in Religious Philosophy and Mysticism (Ithaca, 1949), pp. 41–72; см. библиографию в: Le Chamanisme (2е ed.), pp. 378-81.
§ 297
Подборку сочинений Альберта Великого, св. Фомы Аквинского и других схоластов см. в: Etienne Gilson. La philosophic au Moyen Age (P., 1947). В том же издании см. краткую критическую библиографию. См. также: Е. Gilson. Le thomisme (2е ed., P., 1952); F. Copleston. Aquinas (Harmondsworth, 1955, p. 265, библиография английских переводов сочинений св. Фомы Аквинского); M.D. Chenu. Introduction a Г etude de saint Thomas d'Aquin (Montreal, 1950); idem. La theologie comme science au XIII siecle (P., 1957), idem. Toward understanding Saint Thomas (Chicago, 1964).
Различные толкования схоластики см. в: Steven Ozment. The Age of Reform, 1250–1550: An Intellectual and Religions History of Late Medieval and Reformation Europe (New Haven, 1980; о Фоме Аквинском: pp. 9 sq.T 60 sq.; об Оккаме: р. 35 sq., etc.). Озмент дает также